Alien Swarm является командным шутером: перед началом каждой миссии, игроки подключаются к игровой комнате («лобби»), где им необходимо сформировать команду, выбрав персонажей и вооружение. Всего в игре присутствует 8 персонажей, в команду может входить от 2 до 4. Персонажи разделяются по 4 классам (см. ниже). Каждый из персонажей может иметь при себе 2 единицы оружия или амуниции и 1 дополнительный предмет. После того, как все игроки сделают свой выбор, человек создавший комнату, запускает игру. Во время прохождения миссий, команде игроков предстоит выполнить одно или несколько заданий и, отбиваясь от нападающих пришельцев, проследовать к выходу с уровня. Параллельно с этим, Steam записывает статистику каждого игрока и, после завершения очередного этапа, начисляет очки опыта, при определённом количестве которых, игроку присваивается новый уровень[3]. Также в игре доступны достижения: сразу после выхода игры их было 64, однако 24 августа, с выпуском обновления, добавляющего в игру новый уровень сложности[2], количество достижений было увеличено до 66 Классы
Alien Swarm основана на командной игре между четырьмя игроками выбирающих роли Офицера, Специалиста по оружию, Медика или Техника. Каждый класс имеет два выбираемых персонажа, которые имеют свои личные бонусы.
1. Офицер имеет пассивный бонус к урону и защите от урона, который распространяется на ближайших союзников. Он имеет доступ к классово-ограниченному оружию — дробовику со встроенным гранатометом, который имеет улучшенные характеристики. Офицерам также открыт доступ к особым минам, которые образуют огненную стену. Этот тип войск также может использовать патроны для своего дробовика «Защитник», которые недоступны для других классов.
2. Специалист по особому оружию может наносить увеличенный урон. Он начинает с автопушки с лучшими характеристиками и способностями: увеличенным магазином и автоприцеливанием. На высоком уровне Специалист по особому оружию получает доступ к мощной минипушке. Однако, чтобы восстановить боезапас ему необходим полный ящик патронов.
3. Медик может носить и использовать временные лечебные маячки, а когда достигает высокого уровня может использовать «лечебную пушку» для выборочного лечения товарищей по команде или себя.
4. Техник носит с собой детектор движения, может быстрее устанавливать турели и заваривать двери. Имеет уникальную классовую способность по взламыванию баз данных, дверных замков или программ. Некоторые из них необходимо взломать по сюжету, поэтому в большинстве миссий он является необходимым участником команды. Техники также имеют доступ к уникальному классовому оружию — прототипной штурмовой винтовкой с автоприцеливанием, и встроенным гранатометом с оглушающими гранатами.(с)Педвикия
Для игры необходим только клиент Steam, игра полностью бесплатна.