Основной ошибкой, даже весьма опытных игроков, является полное отсутствие умения контролить героя в битвах, как говорят многие - "Я просто теряюсь". Да, люди не знают куда им применить навыки своего героя и используют их буквально по принципу "Кидаю в ближайшего". Поэтому я предлагаю вашему вниманию это пособие по тактикам ведения боя за разных героев. Я прекрасно понимаю, что, как и в любой игре, подобную тактику расписать сложно, так как точного порядка действий нету, и осознание игры действительно приходят только с опытом и пониманием ее моментов. Но кое в чем я все-таки могу вам помочь, это - теория, но она, я надеюсь, поможет быстрее освоить предназначение того или иного героя в бою, и истинный смысл данных ему навыков. Начнем пожалуй с того, что в битве 5vs5 сильно решают массовые ультимейты ...
К примеру ультимейты следующих героев: Crystal Maiden (Ледяная девушка), Scorpion King (Царь скорпионов), Enigma (Энигма), а также Treant Protector (Дерево), Luna (Луна), Venomancer, Juggernaut (Джаггернаут), Lich, Magnataur, Earthshaker (Каменное копыто), Naga Siren (Сирена). Каждый из их ультимейтов наносит огромный урон по площади (кроме Naga Siren, тот просто усыпляет героев в опредленном радиусе) или как в примере с Lich, Luna и Juggernaut, наносят огромный урон по множеству объектов (соответсвенно, чем меньше объектов, тем больше получит урона каждый из них). Почему я выделил CM, SK и Enigma в отдельную группу? Потому что их ультимейты имеют одну важную особенность: они Channeling (герой при касте не должен двигатся, если он двинется, будет застанен или на него будет положен Silence, то действие магии прекращается). Исключение - SK, он имеет Channeling только во время Casting time, который равняется 2 секундам, далее он может спокойно перемещатся в любых направлениях и применять любые заклинания, даже атаковать.
Соответсвенно, играя за кого либо из этой группы героев, надо после каста ультимейта оставаться неподвижным и приложить максимум усилий для того, чтобы не получить станом по голове. Обычно им собирают либо BKB (Black King Bar, артефакт, позволяющий игнорировать большую часть заклинаний противника), либо Kelen's Dagger of Escape (блинк - внезапное нападение всегда застает врасплох). Игра героев с массовыми ультимейтами, если они присутвтсвуют в команде, подчас важнее всего, поэтому нужно быть сосредоточенным.
Далее, описав целый класс героев, я, пожалуй, постараюсь разграничить остальных на группы.
Танки - герои обладающие большим количеством хитов и способные начинать битву, выдерживая первый магический и физический натиск противника: Centaur Warchief (Центурион), Sven (Свен), Skeleton King (Король скелетов), Slithereen Guard, Lycanthrope).
Станеры - герои обладающие станом: Centaur Warchief (Центурион), Sven (Свен), Skeleton King, Sand King, Vengeful Spirit (Дух мщения); Дисейблы - герои, обладащие тем или иным дисейблом, т.е. спеллом который не станит противников, но факстически на время выводит их из битвы, превращая в безобидное мясо: Gorgon, Bane Elemental, Shadow Shaman, Treant Protector (Дерево), Crystal Maiden (Ледяная девушка).
Дамагы - герои,которые имеют повышенную скорость атаки, либо повышенную силу атаки, либо и то и другое, или еще какой-либо "метод" для получения высокого показателя "дамаг в секунду": Sven (Свен), Troll (Троль), Lightning Revenant, Antimage (Антимаг).
Нюкеры - герои обладающие спеллами наносящими урон, при этом у многих нюков есть стан на миллисекунду, которого достаточно, чтобы прервать действие Channeling спелла: Lord of Olympia, Crystal Maiden, Doom Bringer, Sniper.
Саппорт - герои имеющие в своем арсенале множество полезных способностей для остальных героев, например лечение, антимагии: Goblin Techies (Гоблин), Omniknight (Пурист), Ogre Mage (Орк маг), Juggernaut (Джаггернаут), Holy Knight), ну и конечно же обладатели "крутых ультов", о них я уже написал выше. Некоторых героев можно отнести сразу к двум или более группам, есть и совсем исключения, о них чуть ниже.
Суммонеры - герои способные призывать, создавать или приручать крипов и с их помощью быстро "продавливать" линию и сносить башни. К ним относятся: KotL (Keeper of the Light) (Котл), Prophet (Фурион), Broodmother, Enigma, Holy Knight и еще несколько.
Я хочу подчеркнуть, что это деление исключительно по предназначению героев в бою. Другие деления нас не интересуют, делить можно по разным критериям (маги, силовики и агилити герои, или к примеру: херокиллеры и саппортеры к херокиллерам, соло герои и тим герои), но в данный момент мы занимаемся именно ведением боя.
Итак, примерно разобравшись с тем, какие специальности имеют в бою герои, теперь вам необходимо понять, собственно, за какую группу вы играете. Для опытных или даже средних игроков это довольно просто, у совсем новичков случаются ошибки. К примеру, они лезут в самое пекло (туда, куда должны лезть танки и станеры) играя малохитовым саппортом или дамагером. Это может стоить боя, а то и всей игры.
И вот, наконец, после всех этих подготовлений, переходим к ведению боя. Сразу же оценив кто мы и кто против нас, действуем исходя из своих возможностей:
Танки. Именно мы начинаем атаку на противника дабы завязать поединок и отвлечь весь огонь на себя. Танки не редко гибнут в бою (получая фокус), однако выполняют свою предназначение - выиграть время для нюкеров/дамагеров, дабы те положили вражин. Если основной удар на себя примут малохитовые герои, на этом все будет кончено. Имея на борту своего героя стан/нюк, не вздумайте кидать его в танк противника (если только тот не пытается добраться до ваших дамагеров). Помните, что помимо просто урона, стан также останавливает любой Channeling (да, те самые зловредные ультимейты и многие другие Channeling заклинания). Если мы видим, что кастеров с channeling заклинаниями нет или у нас в команде есть еще станеры/нюкеры "в задних рядах" (венга, снайпер), то пробуем прорваться к вражеским дамагерам и сделать так что б они не "дамагили" - раздаем станы (тут очень хороши кентавр и тини с масс-станом) и просто пинаем дабы те думали не о том в кого пострелять, а о том как бы живым ноги унести.
Дамагеры/нюкеры. Как правило имеют безобразно мало хитпоинтов, поэтому оказавшись на передовой гибнут как мухи, соотвественно, основное их задача - идти сзади и умереть последними :), ибо живые они сильно портят жизнь противнику. Дамагеры, как, собственно, и нюкеры, не должны распылять своих сил. Как правило, следует выбрать цель (обычно малохитовый нюкер или дамагер противника) и убить ее в кротчайший срок, опять же, как и в случае со станерами, не стоит бросать свои нюки и просто долбить танков противника, противник будет просто рад если все спелы вы профукаете на его танк. А что же делать с танком противника? Если он атакует ваш танк то можно его временно игнорировать :), если же он со станом и пытается прорваться к дамагерам, то лучше его задисейблить. Специально для таких и существует слип Элементаля - аж целых 7сек, так же подойдет вихрь или сетка.
Саппорт. Ключ к успешной игре - понимание что, где и когда стоит использовать. К примеру играя за Omniknight'a, мы имеем лечение на 400 хитов, неуязвимость к магии на 20 секунд, ультимейт на 1000 армора на 7 секунд - не надо лечить того, кто имеет полный запас здоровья или вещать антимагию на того, кому она не нужна; лечить надо того кто рвется в бой и нахадится в непосредственной близости к противнику (мы не забыли что лечение не только хиляет цель, но и наносит урон близ стоящим противникам?), антимагию стоит повесить либо на героя с массовым ультимейтом (чтобы исключить возможность прерывания ультимейта станом), либо на любого дамагера, дабы тот не скончался под магическим фокусом противника), игра за саппортеров достаточно сложна и требует практики.
Играя за суммонера стоит остерегатся прямых попаданий в битву, лучше стоять где-нибудь в сторонке от места основных событий :). Обычно суммонер сам вообще почти ничего не может в бою (особенно KotL), вся его сила в его созданиях. Играя за них, пригодится микро из "ладдера", дабы эффективно управлять призванными.
Далее, расскажу про спец героев.
Первый из них - KotL, хотя он и был причислен к суммонерам, его также можно зачислить и к саппорту, но по сути он не является ни тем, ни другим. Его можно отнести к еще одному классу героев - "фармеры", т.е. герой с отличной способностью - зарабатывание финансов. KotL - действительно непревзойденный фармер, и почти полностью беспомощнен во всем другом (в отличии от других фармеров), в битве лучше стоять на безопасном расстоянии и кастовать шар из самой дальней позиции (из "тумана войны") или из лесу, что б противник даже не догадывался о вашем существовании, а после каста менять дислокацию :). И не забывать рулить призваным виспом, который может блинкаться в любое место карты (желательно где нет вражеских героев) и пушить линию вместе с крипами, а как манна закончится можно его блинкнуть к фонтану и обратно.
Вторым является Goblin Techies. Причислен к саппортам, кем по сути и является, но все же имеет действительно специфические свойства. Начнем с того, что три навыка из четырех у него - это возможность ставить мины разного действия, будь то детанирующая от любого контакта с противником, или детонирующая по приказу самой гоблинской бригады. Минам можно найти совершенно разные применения, от минирования магазинов в лесу и рун, до применения в бою. Для этого герой требует определенных навыков игры. Также он имеет совершенно специфический навык Suicide, как следует из названия, он совершает суицид, нанося при том немалое поражение в AoE. Суперэффективный навык в битве, смертелен вместе с ультой Enigma или Magnataur (и тот, и другой стягивают противников в одну точку).
Butcher является третим в нашем списке, вот уж герой которого сложно отнести к какой-либо группе, возможно саппорт, и то с трудом, по сути герой-одиночка. Все его навыки направлены на себя любимого (кроме Rot, который наносит урон всем вокруг мясника и ему самому, также замедляя противников), игра за него требует выверенных действий и долгих тренировок, является неплохим танком, но невысокая скорость, отсутсвтие стана/нюка/дизабла (за исключением ультимейта), мало количество брони, сводят его танковые свойства на нет по сравнению с другими танками. Сильно любит Omniknight'a :), а от суммы рут+аура омника (оба понижают скорость передвижения противника) противник будет ходить лениво-лениво - ни убежать, ни на дамагеров не наскочить.
Далее, рассмотрим несколько игровых моментов, с применением эффективных действий, дабы дать вам почву для продумывания своих тактик.
Пример 1. Мы играем SK (Sand King), исходя из того, что противник знает о нашем смертоносном ультимейте, предполагаем, что в бою в нас точно полетит стан, поэтому жизненно необходимо иметь при себе BKB (Black King Bar) либо Kelen's Dagger of Escape, второе предпочтительней, потому что дешевле и позвояет избежать некоторых магий способных игнорировать BKB. Итак, начался бой, мы с безопасного расстояния начинаем кастовать ультимейт, и как только он начался делаем, телепорт в бой, таким образом враг, не ожидая этого, может расстеряться и даже ударится в бегство, потому что ультимейт SK действительно силен, не забываем что у нас есть еще и эффективный стан, который может прервать Channeling противника, а также не дать ему (им) убежать. Ультимейт SK также имеет великолепное свойство к замедлению, так что использовать ее нада не только ради убийства противника, но и чтобы замедлить его, и тем самым дать возможность вашим дамагерам просто убить его убегающим.
Пример 2. Игра Omniknight, Перед боем вешаем Repel (иммунитет к магии) на героев с Channeling спеллами (к примеру, в нашей команде есть Crystal Maiden). Repel имеет 20 секунд кудауна, часто бои идут больше этого срока, поэтому по его окончании не забываем повесить его снова, теперь уже на кого-нибудь другого. Как правило channeling спелл уже был сделан и бой идет между дамагерами и танками, Repel - палочка-выручалочка для дамагеров, обычно имеющих большое количество защиты, но мало хитпоинтов, и которых убить в рукопашную куда как сложнее чем магией. Лечением стараемся спасать тех кто попал под фокус противника (часто танки или малохитовые нюкеры), наш ультимейт спасает от любых физических атак, включенный в правильном месте может спасти всю команду. Играя за Omniknight, надо стараться держатся в бою, и не только потому что мы имеем много хитов, и ранж каста наших магий не так велик чтобы применять их издали, но и потому, что Omniknight имеет ауру замедления, и она очень эффективна в поединке.
Пример 3. Игра Centaur Warchief, мы - танк, мы имеем много хитов и великолепный AoE стан, наша задача - танковать, для этого просто жизненно необходимо иметь Kelen's Dagger of Escape. Наша задача - открыть бой, поэтому ловим удачный момент и делаем блинк и станим желательно 2-3 оппонентов, далее на нас обрушится поток физического и магического дамага, собственно, чем больше тем лучше, этим мы снижаем количество этого дамага для остальных героев, имеющих куда как меньше хитов. Ошибка в игре за CW - боязнь умереть, игрок видит, что его хиты близятся к красной отметке и бежит назад, чего делать нельзя, предназначние CW - получить максимальный урон и применить свой великолепный во всех отношения AoE стан как можно больше раз. Также CW имеет нюк (который наносит урон как противнику, так и самому CW), стараемся использовать его как можно чаще, а станом цеплять как можно больше противников. И еще раз повторюсь: CW без блинка - это пустышка. Игра за CW сильно напоминает игру за Slithereen Guard, по сути и предназначению в бою герои идентичны.
Пример 4. Обобщенная игра за любого дамагера. Наша задача жить Если мы умираем первыми, с большой вероятностью бой будет проигран, в 70% случаев дамагер - это герой с дальней атакой, поэтому идем в тылу и стараемся получить как можно меньше урона от магий, получать этот урон - задача танков. В бою выбираем жертву и методично ее убиваем, стоит убивать разнообразных нюкеров / демагеров / саппортеров противника, которые имеют мало хитов. Любой дамагер в праве рассчитывать на должный саппорт, к примеру на Repel от Omniknight, Bloodlust от Ogre Mage, Empower будут очень эффективны.
Пример 5. Игра за Death Prophet, это такой типичный кастер (нюкер и саппортер, а также фармер в одном лице), имеет первоклассный Carrion Wave - магия, способная наносить много урона в приличном AoE, Silence (самый полезный, наверное, навык этого героя) и ультимейт, благодаря которому является пушером. Ультимейт представляет собой нечто ультимейта Crypt Lord'а из Варкрафта, только вместо жуков летают призраки, и поражают не только живых, но и здания. Наша задача - опять же, не умереть сразу, а продержатся как можно дольше, потому как замены "молчанию" просто не существует, умело примененный, этот спелл способен переломить любую битву. К примеру, Enigma начинает каст своего ульта, кидаем в нее Silence - и всё, ультимейта нету. Так как сайленс DP имеет огромный АоЕ, очень часто удается поместить туда чуть ли не всю команду противника, а без магий, как правило, это живое мясо. Стараемся кидать Silence именно в кастеров и нюкеров, ибо танкам и дамагерам почти все равно, также стараемся прерывать сайленсом все Channeling спеллы, начатые противниками.
Пример 6. Тини - кроме замечательного масс-стана (с этим думаю уже все понятно) есть еще Toss позволяющий закинуть ближайшего юнита в цель на расстояние до 1100, а приземлившись наша ракета нанесет AoE дамаг (только по противникам) до 300 ед. Зачем оно надо? А попробуй убеги от такого и в дагонку полетит даже не стан, а целый Свен например :). Ну мы то допустим убегать не планируем, а выходим парой на одиноко стоящего по центру Тини и... и самый смелый (подошедший ближе) летит к башне где его уже ждет Раста или Нага с сетками :), несмелый же может потягаться силами с Тини, а может просто постоять в стане и подождать пока перезарядится Toss...
Также можно десантировать в стан врага своих героев, которым сложно подойти в плотную самостоятельно: либо все разбегаются при их приближении, либо сносят сфокусировав огонь, например: Минер на средних уровнях (напомню что только прилетев ракета даст 300 дамага), Скорипон начавший кастовать ульт, кентавр.
Надеюсь, общая концепция ясна. Конечно, всего описать просто невозможно, это займет уйму времени и никому не будет это нужно, да и очень часто возникают моменты, где нужна просто импровизация. Пока не поиграешь и не приобретешь должный опыт - все равно будешь часто ошибаться. На то он и скилл. Но, я надеюсь, эта статья поможет вам разобраться в бою быстрее и ваш скилл начнет повышаться более быстрыми темпами, главное правило - не паниковать и искать логику в своих действиях. В конце концов, как принято в практике того же Варкрафта, очень полезным является просмотр своих демок, можно в спокойной обстановке разобратся что и почему вы делали не так - очень помогает в повышении уровня