Я считаю, что для хуманов exspand намного более актуален, чем для каких либо других рас.
Ибо хумы очень часто играют в эксп.
В этой теме обсуждаем все нюансы постановки и удержания экспа.
В начале разберём против кого и когда это актуально.
Undead
Андеды по праву заслуживают первое место по актуальности. Именно vs удов чаще всего хумы играют в эксп.
чаще всего это ранний эксп иначе сказать FreeFastExspand, или это уже более поздний эксп на т3.
Night Elf
Против наших ушастых друзей эксп тоже ставится довольно часто, но нужно сказать, что vs них эксп актуален на протяжении всей игры, можно не поставить его в начале игры, можно ставить на т2, на т3, или вообще когда опадут рудники.
Orc
Против орков эксп менее актуален, чаще всего делают на катах типа Lost Temple причём играют зачастую через МК и после экспа быстрый переход до т3. Редко бывает когда эксп ставится для того, чтобы клепать много т2 юнитов.
Human
Ну и конечно же миррор. В мирроре у хуманов победа часто зависит от количества воткнутых экспов. Разберём детально процесс постановки экспа:
он состоит из 4-х основных моментов.
1-й. Зачистка точки
Тут очень много нюансов, если вы ставите быстрый эксп то вам придётся перетерпеть харас + сразу вести батраков для постройки.
Так же может быть такое, что вы зачистили точку когда у вас допустим был т1, а ставить эксп можете пойти только на т3.
Здесь может быть очень много нюансов при игре с разными расами.
Уды: ДК и скелеты будут мощно резать батраков.
Орки: БМ может зарезать много батраков, но ФС может доставить ещё больше проблем с волками и цепью + на его волках не прокачаться в отличии от удовских скелетов.
Эльфы: эльфы любят поставить пару арчей в инвиз на месте экспа, но это не страшно если вы додумались купить чейз, в таком случае арчи дохнут.
если у эльфа варденка, то это очень проблемно кинжалом она может нарезать много батраков.
Про хумов не знаю чё написать, пускай это Alienz дополнит.
2-й Постановка экспа
тут много не написать, нужны скриншоты (но к сожалению у меня сейчас нет варика)
сказать можно только то что это очень важный момент, то как вы начнёте расставлять вышки и куда ткнёте ратушу многое решит, это решит то сколько вам останется места (свободного), насколько комфортно себя будет чувствовать прибежавший похарасить противник =) и тп.
3-й Защита экспа
самый сложный момент здесь нужно затовериться как псих, не дать поотменять все вышки и пережить то время пока они грейдятся.
Здесь может быть масса всего, орки, например, любят застроить эксп в таких случаях теряться не нужно, можно сразу погнать с мейна орку на базу 5 батраков (и не забыть их сразу заказать, чтобы не нарушить экономику) и начать застраивать ему мейн, так же нужно грамотно ловить и убивать пеонов, качать футам щиты, чтоб те сражались под вышками и тп.
уды любят прийти с пандой и позадувать на вышки, так же они уважают сделать пуч дестров с маной и это сложнее всего пережить имхо.
4-й Развитие экспа
Уже более спокойный момент, когда вы уже застроились в глухую вышками и пережили все ужасы многочисленных харасов и тп, нужно ещё грамотно развивать эксп, у многих ошибка в том, что не строят здания на экспе вообще (хотя мейн забит и естественно билдодер нарушается) кто вам мешает воткнуть на экспе одну аркану если у вас нет норм места на мейне, или существует обратная ситуация, когда большинство зданий строят на экспе, когда на мейне полно места.
Постановка быстрой нычки (Free Fast expand) в игре против нежити (Undead).
Начну с небольшого вступления. Лично я считаю, что данная ситуация для хуманов самая сложная, т.к в данном случае придётся столкнуться с койлом, скелетами, пучем дестров с маной, и много много всяких прочих мелких невкусностей.
Начнём опять же всё систематезированно и по порядку
Зачистка точки.
Так как мы сейчас рассматриваем Free Fast expand (в дальнейшем буду писать FFE) то несомненно в данном случае пойдёт речь о зачистки ближайших точек начальным количеством юнитов.
Стандартно зачистка точки происходит так: у хумана АМ 1-го (очень редко бывает, что 2-го уровня) 5 ополченцев 3-4 футмана и 2 элементаля. Стандартно вся эта свора зачищает жёлтенькую точку и почти во всех случаях приходит харасить наш друг уд. Бывают 2 ситуации, когда уд приходит одним ДК и когда он приходит ДК с гулями (вурдалаками) такое бывает на более поздней стадии.
Сейчас рассмотрим основные моменты в этой ситуации:
1. ДК обязательно будет добивать койлом крипов и если будет такая возможность ваших юнитов, внимание, как только появляется возможность ДК нужно сразу же фокусить здесь важен каждый удар (вся соль для удов в том, что у них в лавке нельзя купить какую-нибудь хилящую вещицу потому потерянное хп уд будет восстанавливать долго), старайтесь нанести как можно больше демейджа ДК мешайте ему отходить, пытайтесь зажать (очень хорошо работает такой приём при грамотном исполнении: когда ДК врывается в толпу отход для него может застроить фермой батрак переставший быть ополченцем, в такой ситуации появляется шанс зажать ДК), если вы заставили ДК телепортироваться то ваши шансы на победу сильно увеличатся, так же когда ДК находится в зоне досягаемости эликов и АМ'а его нужно по возможности бить.
2. скелеты Скелеты это очень большая проблема для хуманов, но скелеты появляются из трупов, а значит при грамотном крипинге вы можете окружить скелета как только он появится, убивайте скелетов при первой возможности это опыт и минус к суммарному дамагу для вашей армии, а дамаг у скелетов не маленький побольше чем у футов.
3. Гули когда уд приводит гулей ситуация сильно усложняется, во первых придётся вести ещё ополченцев т.к в такой ситуации потребуются ещё войска. Гулей нужно постоянно фокусить и пытаться окружить, в такой битве ненужно тратить время на пустые удары, если вы видите, что этот гуль всё равно стоит в такой позиции, что сможет отбежать не тратьте на него время за это время ваша армия получает дамаг, лучше надёжно окружите какого-нибудь другого гуля или зафокусте ДК, опять же здесь будут проблемы с койлом, но это ничего если вы окружили гуля то вы его с 80% вероятностью убъёте, а на койл просто потратится мана.
2-й этап постановка экспа
Здесь всё очень сильно зависит от сложившийся ситуации и от рельефа карты, но рассмотрим основные принципы постановки, которые смогут вам помочь.
С начала в большинстве случаев нужно поставить вышку, рабочие могут начинать её ставить ещё во время крипинга, главное, чтобы не отменили, много вопросов на счёт того какую вышку ставить магическую или обычную, на самом деле здесь важно так называемое чувство игры, если вы чувствуете, что к концу грейда вышки у ДК ещё будет мана то ставьте магическую, если думаете, что он всё истратит то смело ставьте стрелковую, так как дамага она наносит больше. ратушу можно начинать строить когда точка уже зачищена и уд отброшен и уже не так сильно борзеет, так же вам придётся затоверится как бешеному в большинстве случаев. В данной ситуации самым худшим может стать то, что уд может надумать пойти в финдов, если уд идёт в финдов, то они будут отлично отменять вышки, что крайне не выгодно для хума. В таком случае нужно построить ещё больше футов и прокачать щиты, и опять же аккуратно стараться окружать финдов и убивать их, кстати сгоняйте до магазина и купите чейз в таком случае.
так же на нычке жизненно необходимо иметь магазин просто обычно после начального удовского хараса у всех юнитов будут красные хп и очень кстати будет свиток лечения и бутылочка с маной для АМ на то время затишья которое наступает после хараса.
3. Защита экспа
Чаще всего мы приступаем к 3-му пункту не закончив как следует второй, мы только кое как оклимались от начального хараса у нас ещё не догрейдились вышки а на нас уже идёт панда (или лич) и соответственно ДК и скелеты с гулями, и табуретками.
Но вам повезло в том что оляля у вас уже есть т2! хотите спросить как так? а неужели вы забывали развиваться пока отбивались и тп? если да тогда досвидания вам гг, так как скоро прилетят дестры и всем вам накостыляют.
Ну мы отошли от темы, у вас уже есть второй герой это либо Пал либо МК, и вы должны строить на экспе и на мейне 2 мастерских, чтобы можно было настроить вертолётов и отбиться от дестров, остальное по желанию всякие там арканы и тп.
Критический момент в защите экспа начинается тогда когда на вас налетают дестры с маной, с этим будет сложнее всего. Во первых постарайтесь срулить у уда хотябы одну табуретку по возможности, так же очень сильно фокусите ему героев, чтобы он тратился на хп, и надеюсь вы не забывали приходить к уду в моменты передышет сруливать акколитов и отменять бойни (хотя по этому надо отдельную статью). так вот в битве нужно чётко фокусито дестров вертолётами, панда (если она есть у уда) нивкоем случае не должна до них добраться, вообще вы должны сделать всё от вас зависящее, чтобы панда получила 3-й левел как можно позднее. многие забывают про землю когда воюют аиром, не забывайте воевать и наземными юнитами, если у вас МК устраивайте херокил если есть пал регулярно хильте свои войска, можете поставить рабочим ремонт на автокаст.
наверное самый ценный совет который могу дать: не теряйте батраков! старайтесь беречь батраков как можно сильнее не забывайте, что их можно если, что пихнуть в рудник, лучше потерять пару футов чем 4 батрака, и не забывайте в случае чего подгонять с мейна батраков на нычку, а так же не забывайте, что нужно ещё и развиваться.