Приветствую вас, братья и сестры по ушам. Пусть Элуна осветит ваш путь.
Вашим покорным слугой по заявкам читателей изготовлена вторая версия статьи, улучшенная и дополненная. Приятного чтения.
Поскольку еще со стародавних времен возникла подозрительная тенденция среди нашего братства (конечно, это касается новичков) – путаться в выборе героев, хотя все, казалось бы, уже определено, я решил написать небольшое руководство по выбору героев в самых элементарных ситуациях. Не то чтобы я был против новаторства в стратегиях – привносить новое, конечно, нужно, но не надо кричать на весь форум о новой страте с новым героем, если она еще не проверена и не закреплена опытом. В противном случае у новичков, пытающихся играть по этой страте, могут возникнуть серьезные проблемы...
В данной статье я буду писать, основываясь исключительно на личном опыте.
Итак, для начала хочу рассмотреть варианты матч-апов (как-то так повелось, что начинать надо именно с этого, не хочу ломать традицию). Писать я буду не о вариантах стратегий (вернее, и о них тоже, но не главным образом), я подробно рассмотрю выбор героев против той или иной расы. Примечание: расписаны возможные варианты употребления лишь тех героев, которых автор посчитал стратегически обоснованными в том или ином матч-апе.
Орки
Первый герой:
Варден – в данном случае достаточно полезна, она не слишком подходит для отлова БМ, решившего поохотиться за вашими виспами, зато она - лучший друг любого эльфа в борьбе против ФС. С другой стороны, фарсир в последнее время встречается всё реже, но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что любой орк будет ожидать от вас (по дефолту) первым героем ДХ, вторым БМ и талонов. Потому есть неплохой шанс преподнести врагу сюрприз. Впрочем, если даже вы выбрали в качестве первого героя варден, а враг взял БМ – не стоит отчаиваться, у варден найдется пара подлян в кармане, к примеру, имеется неплохая возможность в поздней игре при помощи страйка добить пытающегося убежать в виндволке БМ (уже не один БМ попался, пытаясь бежать под фейри фаером от неумолимого правосудия свирепой тюремщицы!). С учетом наметившейся тенденции орков – играть в связку гранты + райдеры + спиритволкеры + катапульты (по вкусу), не имеет особого смысла прокачивать варденке ФоК – разве что враг неосмотрительно дал вам прокрипиться до четвертого левела. В общем же стоит отдать предпочтение связке страйк+блинк, ибо именно таким способом можно относительно легко и безболезненно обезглавить орочью армию, убивая героев. Стоит также заметить, что самые сильные игроки мира уже давно не применяют варден против орка иначе как в связке с медведями/дриадами (особенно в этом плане отличается Сатиини).
ДХ – особенно силен против БМ: способен заставить его отступить, не солоно хлебавши, т.к. без виндволка тот не способен сколь-нибудь эффективно харасить или уничтожать виспов. Однако против ФС он не особо полезен. Волки – дешевый в плане маны спелл, потому избавить фарсира от возможности саммонить практически нереально (в отличие от того же АМ). В битвах поздней игры ДХ также приносит меньше пользы, чем варден – его спеллы не помогут вам против армии противника, не бьют по воздуху и пр. и пр., но, с другой стороны, зачастую от ДХ требуется совсем иное: харасить противника, пока второй и третий герой эльфийский армии получают достойную раскачку.
БМ –неплох. Возможен как тех, так и раш со все теми же хантами, но благодаря кабанам (средняя защита, как ни крути, вещь удобная) эффективность раша резко повышается. Если удастся раскачать героя до третьего уровня – великолепно, т.к. сокол с магической атакой с особым цинизмом расправляется с бурровами, башнями, грантами и катапами. Здесь вообще имеется крайне заманчивый вариант: оставшись на первом тиере, при помощи хант, арчерок и толпы саммонов запереть орка на базе и поставить экспанд. Хочу, однако, заметить, что вариант сей крайне сложен (имхо), т.к. при появлении катап и райдеров у орка (а они рано или поздно у любого орка появятся) крайне сложно становится контролить хант, потому требуется преизрядное микро.
Кипер – в моём стиле игры этому герою места нет. С другой стороны, не так давно изобретенная Майкером страта (кипер + тинкер + ханты + дриады + талоны и эксп) достаточно эффективна и не слишком распространена. Имеет смысл попробовать. Кроме этого, изредка встречаются маргиналы, использующие его параллельно с уходом в хантресс с двух бараков, рашем и поздним грейдом главухи (либо вообще с отсутствием такового). Не стоит и обсуждать, страта неэффективна против сколь-нибудь грамотного орка.
Второй герой:
Бист – все чаще можно увидеть в играх именно этого героя, поскольку именно с ним удобнее всего сносить орочьи бороусы, ведь пирсовая атака и средняя защита свиней прекрасно подходит для этой цели. Целесообразно прокачивать данного героя либо по схеме кабан-сокол-кабан, либо по схеме кабан-сокол-сокол. Выбор вида раскачки зависит от страты противника – если орк, вопреки здравому смыслу, массит грантов, или катапульты, или в перспективе может попытаться застроить – лучше выбрать сокола. В остальных случаях кабан лучше.
Кипер – его ентангл великолепно подходит для обездвижения жирных орочьих юнитов и последующей быстрой их смертью (фокус фаир – самый страшный зверь =) ). Вторым скиллом я качаю ауру, но это спорный момент (качаю ауру только потому, что маны на буратин не хватает...)
Нага – также может найти весьма удачное применение, её стрела способна выводить юниты врага из боя по одному, практически исключая возможность отвести поврежденный юнит, хотя и с меньшей эффективностью, чем кипер.
Алхимик – хороший герой, тем более что по дефолту способен атаковать воздух... Однако имеет достаточно узко специализированную область применения. Способ применения – полить армию орка соусом, дающим минус к броне, затем врубить ярость – и подавать на стол! Тут, однако, надо сделать следующее замечание: его необходимо постоянно держать затаренным зельями здоровья и неуязвимости - орки очень любят эдак невзначай пустить чайник-другой или вэйв, или захексить и поймать героя в сетку, а наш огрогоблин имеет крайне малый запас брони, что иногда фатально...
Тинкер – применяется в страте Майкера, см. пункт Первый герой: Кипер.
Панда - утеряла свою значимость после жестокого урезания, которому её подвергли в патче 1.18. Практически бесполезна.
Третий герой:
Тинкер – за короткий срок стал просто-таки классикой в матчапе НЕ вс Орк. Причина этого – завод, который прекрасно блокирует не в меру упитанные орочьи юниты и не дает им приблизиться к основной армии Эльфа.
Кипер – см. раздел “второй герой”. Все то же самое, но с перламутровым пуговицами.
ФЛ – можно, если осторожно, но по эффективности проигрывает тинкеру. А если противник активно вас прессит, не давая раскачать второстепенных героев, лучше взять кипера. Но в общем и целом, как вариант, достоин рассмотрения.
Панда – мне доводилось иной раз оценить эффективность этого героя в случае, если противник играет в масс райдеров и концентрирует усилия на сносе ваших зданий. Пиво панды может в значительной степени замедлить этот процесс и лишить орка возможности измотать вас партизанскими набегами.
Хуманы
Первый герой
Варден – хороша для начального хараса, но впоследствии имеет все шансы схлопотать по башне молотком и бесславно погибнуть от фокуса (ДХ имеет куда большие шансы выжить в такой ситуации). ФоК варьки против хума весьма и весьма хорош – но только если раскачать данный скилл хотя бы до второго уровня и в качестве второго героя выбрать панду с дыханием. Но вот отбиваться от хуманского ТР с ней несравненно сложнее, так что, в конечном итоге, решать вам.
ДХ – на мой взгляд, лучшее оружие против хума. Нет ничего лучше, чем завалиться к врагу на базу, когда враг на крипе (или ставит фе, т.е. когда его внимание чем-то отвлечено) и перерезать 3-4 рабочих... Хорошая вещь – иммоляция. С другой стороны, если хотите похарасить дешево и сердито (т.е. без риска попасть в окружение), берите мана бурн и бегайте за армией хума на некотором расстоянии, высасывая ману у АМ при любом удобном случае. Опять же, для отбивания раша лучше иммоляция лучше, потому рекомендую не торопиться с выбором первого скилла до момента, когда увидите, что именно делает враг. Однако если вы берете первым скиллом иммол, вторым нужно брать бурн и только бурн, а на третьем уровне у вас в любом случае должен быть бурн 2 уровня (против МК или (хотя и реже) Блудмага).
Панда (добавлено под влиянием просмотра последних игр Дедмана против Шторма) – отличный герой, если суметь его раскачать. Это будет непросто, очень непросто, но результат стоит затраченных усилий. Если вам удалось прокачать панду до третьего уровня, а противник массит тиер 2 – считайте, победа у вас в кармане.
ДР – подходит для power крипинга, хороша против масс кастеров. Тут вроде всё понятно.
Второй герой:
Варден/ДХ (соответственно в зависимости от выбора первого героя). На картах без таверны – оптимальный вариант.
Нага – на мой взгляд, лучший вариант второго героя. Ее стрелы дают реальную возможность отжать какой-нибудь юнит хуму (которому, в принципе, даже контролить особо не надо – эльф обычно фокусит на одном юните, хум просто отводит этот юнит и все... если эльф погонится за этим юнитом – попадет на жесткий удар рифлов, обычно на этом игра и заканчивается, т.к. под замедлением контролить и спасать юниты не получается, если эльф не погонится – хум отведет следующий юнит и т.д., фишка в том, что вы теряете войска, а хум – нет. Вот тут и нужна нага, которая не даст хуму отвести фокусимый юнит), а ее молния позволяет шарахнуть отведенные хуманом коцаные юниты одним махом...
Панда – неплохое подспорье при отбивании товерраша... В затяжной игре незаменимый герой, главное раскачаться.
Третий герой:
ДР (в просторечии – дырка) – при наличии у врага масс кастеров незаменима как носитель Сайленца (т.е. молчания ягнят =) ). Думаю, не надо объяснять, почему. Вторым скиллом желательно качать Лайф Дрейн, т.к. скелеты на третьем тиере уже ничего не решают (хум их влегкую отдиспелит), а возможность удержать в живых третьего героя резко повышается...
Нага/Панда/Пит лорд/Алхимик – см. выше, если не взяты раньше, имеет некоторый смысл взять одного из них в качестве третьего...
Нежить
Первый герой:
Варденка – просто незаменима против гулей и гаргов, а также для отстрела героев. На ней всегда фокусят в первую очередь, поэтому ВСЕГДА затаривайте ее зельями/свитками/медалями жизни. Качать ее, естественно, надо индивидуально в зависимости от ситуации. Но, в любом случае, при любом способе раскачки, на третьем уровне варька должна иметь второй уровень ножей, т.к. это – панацея против мелких, но злобных юнитов андеда... Помимо всего прочего, именно варденка является наилучшей контрой к андедовским некровагонам. Так что дерзайте.
ДХ – универсал. С иммоляцией хорош против раша гулями. С бурном хорош при харасе финдоводов. Не имеет атаки по воздуху и директ спеллов, способных убить отдельные юниты, но первый недостаток решается с помощью орба, а второй решать не надо, если вы выбрали в качестве второго героя панду.
БМ – поначалу неплох, но с появлением у андеда дестров становится поставщиком врагу бонуса к атаке и только.
Второй герой:
Панда – герой, пиво+бреф которого способны круто ослабить и позволить истребить андедских читерных гарг
ДХ/Нага – способны затруднить жизнь андеду, но не в той степени, в какой панда... Очевидно, на карте без таверны по дефолту вторым лучше брать ДХ, его манабурн неплохо достает андеда, если получится набрать 3 левел... (Исключение – андед с финдами, см. пункт Кипер)
Кипер – этого кадра можно брать только против андеда с финдами и абомами... Только и исключительно. Против гулей и гарг он бесполезен абсолютно. Прикапывая финдов, можно получить реальную возможность набраться халявного опыту.
Третий герой:
Против андеда НЕЖЕЛАТЕЛЬНО брать третьего героя, разве что Питыча или ДР, сами понимаете, почему... Не понимаете? Нова+койл+импал = третий герой мертв, т.к. его запас хп крайне мал (раскачать третьего героя у вас не получится, пустая трата времени). Но ДР может пригодится только против баншей, а пит с дождем хорош разве что при сносе вражьей базы... Короче, смотрите по обстановке.
Зеркало
Первый герой:
ДХ – наш (т.е. мой) выбор, универсал-контра к любой страте врага. ДХ – контра к варьке, бисту, киперу (ну встречаются маргиналы, которые в зеркале играют через кипера... хотя редко). Правда, это герой хараса и теха, для игроков, предпочитающих масс тиер 1 ДХ не пойдет. А вот для рисковых ребят, играющих тех, димка – самое то. В случае, если играя через ДХ, вы напоролись на масс арчей + талонов, можно взять вторым скиллом иммол и, выбрав в качестве второго героя варден или панду, при помощи дриад прекрасно законтрить эту страту.
Приста – два наиболее распространенных варианта ее использования: первый – раш с хантами и баллистами, возможная застройка (ну тут и объяснять ничего не надо), второй – масс арчи и небольшое количество талонов, вторым героем нага (или кипер, или др) и (по вкусу) бараки. Первым скиллом обычно качают ауру, хотя, к примеру, Майкер при игре потмой брал первым скиллом стрелу и эффективно харасил варага, ломая его здания. Ну уж тут – кто что предпочитает. В зеркальных игрищах ханты вс ханты иногда берут первым скиллом сову: во-первых, бесплатный мапхак, во-вторых, минус мораль у противника.
Варден – при употреблении с масс хантами контрит потму с аналогичной стратой, но вот если напоритесь на врага с ДХ – будет ОЧЕНЬ тяжело. Варька будет пустой тратой денег, т.к. без маны ее скиллы ничего не стоят...
Нага – встречается с масс арчами и рашем, либо масс арчами и уходом в талонов. Удивительно, но это достаточно эффективный герой, которого крайне редко юзают (впрочем, ваш покорный слуга не являет собой какого-либо исключения в этом плане) в последнее время, хотя после патча о ней слегка подзабыли.
Второй герой:
Нага – отличный вариант в зеркале. Почему? Потому, что ее стрела может стать отличным подспорьем херокиллу, а лишить ее стрелы при помощи бурна у врага не получится: стрелы дешевые. Кроме того, при затаривании ее маной можно получить неплохую возможность истреблять вражьи коцаные юниты (особенно - арчерок). Словом, отличный герой для отбития раша (наилучший вариант взаимодействия: вместе с ДХ).
Панда – хорош против масс хант или арчерок. Но нага лучше.
Потма – на картах без таверны неплохое подспорье рэндж армии. Понятно, что при уходе, к примеру, в медведей брать ее нет смысла.
Кипер: против масс хант на картах без таверны. Неплохой герой, может быть использован в качестве помощи при завершении теха, когда войск у нас еще нет, а рашить враг уже пришел.
ДР/Нага – как уже упоминалось, используется в качестве дополнения к страте Потма+масс арчи. И, должен заметить, это весьма неплохой вариант.
Третий герой:
Потма – если не была выбрана ранее, в качестве третьего героя тоже может неплохо помочь.
Панда/Нага – см. выше.
В целом, мне кажется, что брать какого-либо героя в зеркале третьим – пустая трата ресурсов. Это имхо.
Благодарю читателей за время, проведенное за чтением данной статьи, и надеюсь, что вы почерпнули из неё что-либо полезное.
Удачи, играйте в варкрафт (с) =)
[i]Примечание 1
Список сокращений, используемых в тесте:
АМ = Архимаг
БМ = БистМастер, либо БлэйдМастер, либо БлудМаг (смотря по контексту, не спутаете).
ДК = ДеатхКнайт
ДЛ = ДреадЛорд
ДР = ДаркРэнджер
ДХ = ДемонХантер.
КЛ = КриптЛорд
МК = МаунтэйнКинг
ФЛ = ФаирЛорд