Начнем мы с рифлопуша – стратегии несколько менее распространенной, чем постановка второстепенной базы, у нее есть свои плюсы и минусы, однако в любом случае эта стратегия очень неплоха. Самые основные ее аспекты заключаются в следующем: архимаг прокачивается до третьего уровня, после начала усовершенствования на тиер 2 строится кузница и начинают производиться стрелки, на тиер 2 вторым героем становится нага, а также строится один храм истины, из которого производится пара волшебниц и лекарей и пара ведьмаков, после чего закупаются зелья исцеления для героев, тройка игрушечных башенок (если в них есть необходимость) и свиток-другой исцеления на тот случай, если эльф вторым героем взял панду, которая опасна своими винными парами и огненным дыханием.
Затем, еще до того, как у эльфа появится более или менее большое количество друидов-медведей в форме медведей и будут прокачанные герои, хуман приходит со своей на этот момент более грозной армией, и даже если он не одерживает победу в битве с эльфом, то за это время у эльфа на базе достраиваются башни – и сделать с ними уже ничего нельзя.
Что же можно противопоставить хуману, который играет по этой стратегии? Итак, давайте начнем с самого начала матча. Варьироваться детали могут довольно сильно уже после выбора первого героя, если первым героем станет варден, то вторым героем нужно брать панду и не нападать на хумана, а постоянно крипиться, чтобы получить третий уровень для обоих героев, так как связка веер ножей плюс винные пары и огненное дыхание не оставит хумана равнодушными и никакие свитки исцеления его не спасут.
Однако возникает следующий вопрос – а успеете ли вы прокачать своих героев? Если да – то используйте варден и панду. Если же нет, тогда следует взять первым героем охотника на демонов – пусть у него и нет заклинаний отравленный кинжал и веер ножей, но у него есть заклинание сжечь ману, да и урон побольше, и жизней больше, и защиты...Далее, один из самых важных моментов в игре против хумана, использующего рифлопуш, – это харасс.
Основную ставку в начале игры хуман делает на прокачанного до третьего уровня архимага с огромными и злыми элементалями, поэтому наша задача – как можно сильнее замедлить развитие хумана, что дает возможность не только усложнить ему жизнь, но и сбить его с накатанной колеи. Развешивайте светлячков по карте для того, чтобы знать, где хуман и чем он собирается заняться, а затем диспельте битых элементалей светлячками, подходите охотником на демонов сзади и сжигайте ману. Идем дальше.
Допустим, нашими усилиями вражеский архимаг получает не третий уровень, а лишь второй, поэтому, когда закончится усовершенствование на тиер 2, мы берем второго героя (я бы советовал использовать нагу, а не панду – низкоуровневая панда далеко не так эффективна на этом этапе игры, как нага, которая благодаря своим замораживающим стрелам даст нам возможность гнаться за вражескими юнитами и героями и убивать их), а затем, если мы знаем, где сейчас крипится хуман, идем туда ему помогать, фокусируя огонь в первую очередь по стрелкам, а затем уже по героям и пехотинцам.
Если же мы не знаем, где сейчас хуман, то в гости отправляемся к нему на базу, где наверняка строится один (или даже два) храм истины, тем самым мы заставим хумана прекращать крипинг и возвращаться на базу, а сами в это время построим необходимое количество светлячков и заложим одно древо мудрости, после чего и начнем усовершенствование на тиер 3. Светлячков для добычи леса должно быть семь-восемь, чтобы его хватило на все необходимые усовершенствования и на производство юнитов. После начала грейда нужно заложить второе древо мудрости, также необходимо построить на базе протектор – он поможет сдерживать натиск хумана и благополучно дожить до тиер 3 и медведей, можно даже выделить его в отдельную группу для того, чтобы быстро переключать его атаку на магов и строящиеся башни. Не забудьте построить на базе магазин, возможность купить зелья исцеления может спасти жизнь вашим героям, а посох спасения будет спасать жизни не только героев, но и юнитов.
Итак, что делать дальше? Предположим, вы отбились от рифлопуша, однако хуман не сдается – он продолжает крипиться, покупает свитки и подумывает о второстепенной базе! В этом случае наша задача не дать поставить ему второстепенную базу (в чем нам помогут светлячки-разведчики на елках), прокачать наших героев, закупиться зельями и свитками, а также добавить в нашу армию двух-трех лесных дракончиков. Используются они следующим образом – во время битвы подводим их к вражеским магам и включаем их форму «жажда крови», в которой они весьма эффективно атакуют всех, кто пользуется магией. Стоит лекарям попытаться подлечить битых воинов, а волшебницам наложить замедление, как они все получают весьма ощутимый урон – и их можно добить либо огненным дыханием, либо Forked Lighting’ом наги. Во время битвы довольно важно правильно расставить войска, нужно выстроить медведей и героев в своеобразную стену, чтобы они все принимали участие в битве, а не просто толпились, также можно при помощи рыка потратить медведям ману, чтобы ведьмаки не наносили им дополнительного урона, дриадами же можно либо обойти хумана с фланга (особенно удачно это срабатывает, если он использует мортиры), или же их можно держать за медведями и героями – и они будут просто диспелить элементалей.
Пара советов тем, кто использует пандорийского пивовара: следите за тем, чтобы он во время битвы не запутался в войсках, а имел возможность вырваться вперед к магам и мортирам и на славу задышать их, если же противник при помощи горного короля и ведьмаков не дает вам пройти к магам и мортирам, то используйте перед самым началом битвы либо зелье неуязвимости, либо зелье невидимости – тогда панда сможет практически беспрепятственно вывести их из строя.
Следующая стратегия – постановка второстепенной базы со стороны хумана. Существует довольного много различных тактик при игре против этой стратегии, начиная от первого героя темной охотницы и раша с охотницами, заканчивая харассом вражеского экспанда при помощи гиппогрифов с лучницами. Я же советовал бы не рисковать и играть стандартно, а именно следующим образом: первым героем выбираем охотника на демонов, так как он наиболее универсален – с ним можно харассить, крипиться и он одинаково полезен на всех этапах игры.
В качестве первых юнитов для нашей армии выбираем лучниц на картах «Острова эхо», «Теренеас», «Черепашьи скалы» и «Низины», а на картах «Затерянный храм» и «Лес гноллов» можно использовать охотниц. Очень важна своевременная разведка – почти на всех картах у хумана есть два выхода с базы, поэтому желательно иметь по светлячку на каждом из них, чтобы быть в курсе, где и когда хуман собирается ставить экспанд. После того как вы понимаете, где и когда будет ставиться второстепенная база, отправляемся всей армией прямо туда и пытаемся либо добить раненых воинов, либо битых рабочих.
Наша основная задача – максимально замедлить появление работающего экспанда у хумана, поэтому в первую очередь по возможности убиваем рабочих, чтобы второстепенная база была готова как можно позже и, соответственно, хуман не так сильно ушел вперед в плане экономики. Во время харасса нужно стараться подставить под атаку охотника на демонов, и, пока противник будет отвлекаться и гоняться за ним, лучницы смогут либо уничтожить строящиеся башни, либо просто обстреливать хумана.
Кстати, на «Островах эхо» можно попробовать выполнить следующий трюк – если противник поздно начал крипинг экспанда, а у вас есть по крайней мере две, а желательно три лучницы, то их можно спрятать таким образом, чтобы хуман не смог начать строить ратушу, а пока противник осознает, что произошло, охотник на демонов может перекупить в лавке гоблинов порошок прозрения и продать его – это достаточно эффективный трюк, так как, потеряв 37 золотых, мы лишаем противника просветки. Как только доделывается усовершенствование на тиер 2 (конечно же, на середине грейда на тиер 2 строится охотничий зал), мы заказываем два древа мудрости, подстраиваем светлячков и нанимаем второго героя – либо нагу, либо панду, и если харасс на начальном этапе игры был успешным и башен на экспанде противника не больше двух-трех, то можно отправиться именно туда, а в это время в каком-нибудь укромном месте начать строить собственное древо жизни, чтобы по окончанию харасса спокойно поставить собственную второстепенную базу, если же хуман успел ее основательно защитить башнями, то отправляемся крипиться. Теперь наша задача поставить и защитить собственный экспанд, а также проследить за тем, чтобы хуман не поставил еще один свой, для чего нам опять понадобится разведка.
Теперь давайте разберемся, чего же нам стоит ожидать от хумана? Первый, он же, пожалуй, самый опасный вариант – хуман без проблем отбивается от харасса, быстро ставит экспанд и защищает его башнями так, что нам туда не пробиться, после этого он может построить кузницу, второй барак, взять на тиер 2 второго героя, построить два храма истины и прийти нас застраивать. Наиболее опасен этот вариант потому, что отбиться от превосходящих сил противника почти невозможно: медведей нет, дриады быстро умрут от элементалей и стрелков, подлечить героев омоложением не получиться из-за ведьмаков, плюс вся наша армия будет замедлена, а всю вражескую армию будут подлечивать лекари, да и наши низкоуровневые герои тоже ничего сделать не смогут, а времени на их прокачку практически не будет. Поэтому нужно учиться грамотно харассить! Только таким образом и можно превратить игру из проигранной в выигранную.
Также существует второй вариант – хуман уходит в технологии, нанимает третьего героя (им обычно становится паладин) и строит все доступные на тиер 3 войска. Степень успешности харасса в этом случае влияет лишь на прокачку вражеских героев, а также время появления и количество войск у противника. При игре в технологии хуманом используются два варианта – выход в мортир с картечью, рыцарей и грифонов или же выход в танки с возможным бонусом в виде вертолетов.
Первый вариант контриться миксом из медведей, гиппогрифов и химер. Контроль во время такой битвы заключается в том, чтобы постоянно выжигать ману у вражеских героев, «дышать» на вражеские войска пандой или же уничтожать
их разветвленной Forked Lighting‘ом наги, а также следить за тем, чтобы химеры атаковали исключительно рыцарей и мортиры, гиппогрифы разбирались с воздухом противника, а медведи добивали наземные войска. Во втором случае все несколько сложнее – как только вы поняли, что хуман собирается играть через танки, вы должны сделать усовершенствование древам на скорость перемещения и броню, а также построить на базе и экспанде 5-6 древ войны, которые нужно выкопать и подвести к древу жизни. Также можно построить три-четыре друида-ворона и оставить пару на базе, а пару отправить на экспанд – они будут накладывать волшебный огонь на танки, тем самым уменьшая их защиту, и они будут охотнее уничтожаться древами войны и вашей армией.
Небольшой совет – что делать, если танки атакуют ваше древо жизни: если вы видите, что древу грозит уничтожение, то можно выкопать его и отправить съесть елку-другую, тогда у него, во-первых, будут восстанавливаться жизни, а во-вторых, у него изменится тип брони на «тяжелый» и тогда древо не будет получать дополнительного урона от осадной атаки танков. Если же противник досаждает вам еще и вертолетами, то стоит взять в помощь третьего героя: если вторым героем стала панда, то третьим героем дополнительно можно взять нагу, которая будет замедлять вражеских героев и юнитов; если же вторым героем стала нага, то третьим героем можно взять панду с огненным дыханием. В обоих случаях панде нужно купить Посох телепортации и Сферу яда, чтобы она могла быстро перемещаться между базами и атаковать воздушные цели, панду нужно держать либо на базе, либо на экспанде, чтобы она могла стрелять по вертолетам и использовать на них огненное дыхание. Если же без панды сражаться с армией хумана тяжело, то постройте пять-шесть лучниц, нескольких оставьте на базе, а остальных отправьте на экспанд, они также будут атаковать вертолеты, и вы сможете некоторое время отбиваться от вертолетов и без панды.